ϟilicon ϟoul (dphq) wrote,
ϟilicon ϟoul
dphq

Categories:

Свинорыл доступно объясняет ЮАРский уголь

По мотивам продолжающейся истории с импортом угля: в Украине как только ты что-нибудь делать начинаешь, сразу дело заводится.

Постараюсь кратко описать всю эту угольно-импортную красоту по сути, без марок, зольностей, серы и прочих технических вещей, на которые падки начинающие журналисты (без упреков – это нормально, сам таким был).

Что случилось.

1. Энергоугля не хватает – это в Кабмине поняли еще в середине лета. Без угля из России так или иначе не обойтись, но чем его оттуда меньше, тем лучше. Альтернатива? Польша и Индонезия не подходят. США, Австралия, Новая Зеландия, тем более, Южная Америка – дорого. В остатке ЮАР.

2. При закупке юаровского угля кто-то забыл принцип «нужно быть очень богатым, чтобы покупать дешевые вещи» и клюнул на низкую цену, предложенную трейдером. Тогда, в августе, уголь из ЮАР стоил 77 долларов без доставки и примерно 87 с доставкой в Европу (Амстердам-Роттердам-Антверпен). Трейдер Steel Mont предложил миллион тонн по $86/т c доставкой в украинские порты. Сделка выглядела крайне выгодной: экономия около 10 долларов на тонне – разница в цене между доставкой в Европу и Украину еще и с предоплатой всего 20%. До тех пор, пока не стали известны спецификации угля-для-Украины.

История в том, что мы подписались на покупку угля довольно фигового качества, зольностью (так называют содержание пустой породы, камня, проще говоря, в угле; так и не сумел обойтись без, блин, терминов) 25-27%, в то время как большая часть юаровского угля на экспорт имеет зольность до 20%. При той же теплотворной способности. В переводе на более понятный язык, каждый корабль вместимостью 85 000 угля привозил нам примерно 21 500 тонн малонужной нам юаровской земли – или на 4 500 тонн больше, чем мог бы. 4 корабля – 18 тыс тонн. Судя по спецификации, взяли мы то ли рядовой (свежедобытый, необогащенный) уголь, то ли адову смесь нормального угля с отсевами, полученными при обогащении.

3. Когда уголь из ЮАР приехал на ТЭС, довольно быстро выяснилось, что купили мы, как бы сказать, говно. Горит плохо, тепла мало, отходов много. Дешево, но говно.
(Лирическое отступление. Тем, кто настаивает – да, что, нормальный, мол, уголь золой 27%, по спецификации подходит. К двигателю вашей машины по спецификации подойдет и бензин 76-й разбодяженный водой на 27%. Но наверняка вы заправляетесь 95 а то и 98: машина и едет лучше, и не так изнашивается, и на СТО меньше денег и времени оставляете. В общем, бензин дороже, ездить дешевле. С котлами ТЭС примерно та же история).

4. Пришлось задействовать природный газ – добавлять его в угольную смесь, и еще включать остановленные из-за дороговизны газомазутные блоки. Жечь газ – штука весьма дорогая: одна мегакалория, полученная от сжигания привезенного угля, обходится примерно в 67 долларов, от сжигания газа – примерно в 155 долларов, в 2,5 раза дороже. Сэкономили.

5. Что-то кто-то доложил президенту и понеслась. Дальше пошла большая политика, в ней не разбираюсь.



Выводы.

Виноваты ли чиновники, что соблазнились хорошей (как оказалось потом, хорошей в кавычках) ценой? Вряд ли: система госзакупок выстроена таким образом, что во главу угла ставится цена, но не качество. Запорожец - машина и Мерс – машина, обе ездят, возьмем, значит, Запор, он дешевле. С такой системой чиновники продолжат и дальше покупать говно во избежание обвинений в коррупции.

Что с трейдером? Его маржа (наценка) - $2 за тонну, по словам Зиневича из Укринтерэнерго: вполне рыночно. Главный его заработок – на разнице в ценах. Если в августе сравнительно нормальный уголь из ЮАР стоил $77/т без доставки, а тот, что купили мы, примерно $68-70/т без доставки, то к ноябрю и то и другое подешевело где-то на $15/т, а закупки по-прежнему продолжались по $86/т. Так в том и интерес трейдера – играть на ценах и курсах: это бизнес, детка, никто не мешал посмотреть не только текущие цены, но и форварды на три месяца.


Что делать?

1. Закупать уголь на стороне. Альтернативный российскому. Полностью от российского угля нам не отказаться хотя бы из-за загруженности портов, но что можно взять в других местах – нужно брать.

2. При отборе предложений о закупке исходить не из цены тонны, но вести некий относительный показатель. Например, стоимость мегакалории при сжигании. При этом зафиксировать некие показатели (например, зола до 20%, сера до процента, влажность до 8% etc) и лишь тогда играться с ценами. В общем, не гоняться за дешевизной.

3. Забить на поиск стрелочников. Нужен уголь, а не виновные. Уголь - главная боевая задача, других сейчас нет. Зима близко.



src

инфа 100%, никого из тварей-закупщиков не осудят за измену Родине во время военных действий.
Tags: ukraine
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments